Этой проблемой инициативная группа Очаково-Матвеевского района занимается больше 6 лет
По мнению горожан, велика вероятность того, что запах гари в воздухе исходит из местной промзоны. Направление ветра и производственный цикл влияет на распространение запаха из района Очаково-Матвеевское на близлежащие районы ЗАО и ЮЗАО: Раменки, Тропарево-Никулино, Можайский, проспект Вернадского.
Москвичи считают, что, похоже, происходит загрязнение воздуха сильным химическим запахом, запахом сажи и гари.
«Каждую ночь смрад, вонь, сажа. И каждое утро то же самое», — пишут жители в соцсетях.
Как пояснила в разговоре с корреспондентом «Московских ведомостей» муниципальный депутата района Проспект Вернадского Елена Филина, «Очаково» — это большая промзона, состоящая из разных территорий, находящихся в собственности и сдающихся в субсубаренду. В связи с этим возникает трудность в определении конкретного источника, от которого исходит загрязнение воздуха».
«Активисты наблюдают, что на территорию промзоны постоянно свозят какое-то сырье, и существует предположение, которое с большой долей вероятности может оказаться правдой, что там обжигают провода, — рассказала Елена Филина. — Из года в год люди жалуются и в мэрию, и в префектуру, но вопрос так и не решается. Хотелось бы, чтобы Департамент природопользования не только выписал штраф, но и нашел причину загрязнения и устранил ее».
Депутат муниципального округа Черемушки Юлия Щербакова в беседе с журналистом издания допустила, что в промзоне, скорее всего, жгут мусор в ночное время.
«Очень тяжело спать, особенно страдают люди с маленькими детьми и заболеваниями, связанными с дыхательными путями, — отметила она. — Радикальных мер для решения этого вопроса в настоящее время мы не можем предпринять, поскольку массовые мероприятия запрещены».
Жители районов ЗАО и ЮЗАО отмечают, что следят за состоянием воздуха через специальные приложения, которые фиксируют загрязнения воздуха.
«Это спутниковые приложения, которые дают среднюю картину. Если спутник попадает в точку именно в момент загрязнения, то они действительно фиксируют загрязнения. Но это не тот метод, которым нужно измерять подобные загрязнения, поскольку они локальны и сосредоточены в нескольких районах. Поэтому зачастую спутники показывают неверно», — пояснил «Московским ведомостям» соучредитель проекта общественного мониторинга воздуха breathe.moscow Василий Хорошилов.
Экологический активист подтвердил опасность сжигания мусора, отметив, что степень опасности зависит от того, что конкретно подвергается сжиганию.
«Тесты на химический состав дыма — очень сложная технология. Такого оборудования нет даже у Мосэкомониторинга. Для этого необходимо отбирать пробы, отправлять в лабораторию, ждать ответа. При этом непонятно, когда надо брать пробы, поскольку жгут необязательно в ночное время суток, — добавил эксперт. — Ночью при таких метеоусловиях, как сейчас, когда нет ветра и атмосфера такая, что загрязнения плохо рассеиваются, поэтому они остро ощущаются. А днем солнечно, теплый воздух поднимает загрязнения наверх, и они не чувствуются. Чувствуем мы загрязнения или нет, всегда зависит от атмосферы».
По словам эксперта, «существует много исследований, свидетельствующих о возможном влиянии, например, на возникновение онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, аномалий плода у беременных. Есть также корреляция, что в районах с грязным воздухом больше детей, которые отстают в развитии. Но все это зависит от того, как часто и как долго люди этим дышат».
«Чтобы разрешить проблему загрязнения воздуха в этих районах, необходимо обращаться во все ведомства, причем массово и одновременно. Тогда есть вероятность, что усилия жителей приведут к положительному результату», — заключил Василий Хорошилов.
Депутат Мосгордумы Екатерина Енгалычева сообщила, что направила запросы в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы и в Мосэкомониторинг с требованием провести экспертизу уровня и характера выбросов и принять меры по устранению возможных нарушений.
Сами жители отметили, что не раз направляли обращения с жалобами в разные ведомства, но вопрос так и остался нерешенным.
Например, в ответе от 19 августа на обращение жителей (есть в распоряжении «Московских ведомостей») префектура ЗАО сообщила, что управой района Раменки был проведен мониторинг указанных адресов, на территории которых происходит возможное сжигание мусора и загрязнение воздуха, по результатам чего сжиганий отходов не было обнаружено.
В префектуре также отметили, что по информации Мосэкомониторинга на май, июнь и июль, в районе Раменки установлено, что зафиксированная концентрация загрязняющих веществ атмосферном воздухе не превышает установленные гигиенические нормативы.
Роспотребнадзор 18 августа в ответе на обращение жительницы о наличии химического запаха в атмосферном воздухе от возможного сжигания отходов на нескольких территориях (есть в распоряжении издания) указал на то, что контроль за инфраструктурой строительных объектов, а также вопросы сжигания отходов на них осуществляют органы Государственного строительного надзора. Помимо этого Управление Роспотребнадзора перенаправило обращение в Комитет государственного строительного надзора Москвы.
Аппарат мэра Москвы 19 августа также перенаправил обращение жителей по данной проблеме в Управление координации деятельности Комплекса городского хозяйства Москвы.
Накануне жители сообщили, что в ночь на 21 августа был осуществлен выезд передвижной экологической лабораторией ГПБУ «Мосэкомониторинг» на территории районов Очаково-Матвеевское и Раменки, в ходе которого был произведен отбор проб на расширенный перечень веществ.
Автор: Алёна Лобанова